Суббота, 19.01.2019, 12:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Владимира Патрина
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Культура [11]
Криминал [10]

Наш опрос
Чьё творчество вам ближе?
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Публицистика » Культура

Женщина в позе "Лотоса" (2004 г.)
 
                    ЖЕНЩИНА В ПОЗЕ "ЛОТОСА”

     Если в Евангелии от Иоанна все началось со Слова, то мое посещение зала для занятий йогой - с музыки. Собственно о предмете здешнего преподавания я имел весьма смутные представления. И тем внимательнее следил и слушал обаятельную и грациозную женщину-инструктора. 
     - Я рада приветствовать вас на занятии! – с улыбкой произнесла она. И когорта адептов хатха-йоги начала повторять за своей наставницей с первого взгляда незатейливые, но по мере течения занятия все усложняющиеся асаны (т.е. позы). 
     О том, каким трудом дается растяжка связок, я знал не понаслышке. Вот потому с некоторой завистью и восхищением смотрел на Главатских Татьяну Александровну (так звали инструктора), которая без особых напряжений принимала позы, о которых я и еще некоторые новички могли только мечтать. 
     Но не асаны с красивыми названиями "Лотос”, "Водопад” и "Дерево”, по мнению наставницы, представляли для нас трудности. 
     - Самая главная растяжка, - говорила она, – это улыбка!
                                           

             *     *     *
   В глубокой древности йогой занимались исключительно для духовного совершенствования. Лишь в конце XIX века она стала известна широким слоям общественности на Западе и в России. ХХ век приоткрыл завесу тайны, связанной с йогой. Эта техника развивает осознанность действий и сознательность индивидуума, позволяет преобразовать животные инстинкты в разумные человеческие реакции. Тот, кто серьезно занимается йогой, помимо прилива сил, чувствует и духовный рост; жизнь обогащается нестандартными взглядами, идеями и творческим подходом…
     Днем позже я сидел с Татьяной Александровной в фито-баре. Со стен на нас смотрели персонажи Бхагавадгиты, в воздухе витал аромат индийских благовоний, а чай, заваренный в керамическом чайнике, сдабривал разговор. 
     Вряд ли кто-то даст моей собеседнице на вид ее 50 лет. Возможно, жизнь сложилась иначе, если бы в 1989 году, когда страна Советов наконец-то подняла "железный занавес”, она – инженер закрытого института - не попала в состав туристической группы, едущей в Индию. Это был своеобразный подарок судьбы, ведь очень хотелось посмотреть на истоки цивилизации, что скрывались там – за Тибетом. 
     За 16 дней Индия была изъезжена вдоль и поперек. Многое из прежней жизни здесь переосмысливалось. А один из моментов стал своеобразным посвящением в неведомое. Экскурсия к знаменитому мавзолею Тадж-Махал обернулась небывалым эмоциональным всплеском: из глаз нашей героини сами собой потекли слезы. Лишь много лет спустя Татьяна Александровна узнает, что легендарная Агра – это одна из сакральных чакр нашей планеты – Свадхисхана.   
     Сделаем небольшое отступление для непосвященного читателя. Наряду с разветвленной нервной системой, отвечающей за восприятие физического мира, внутри человеческого организма находиться еще и так называемая тонкая система, регулирующая эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное существование. Эта энергетическая система состоит из семи основных энергетических центров - чакр. Каждая из них отвечает за определенные органы и воплощение в человеке духовных качеств, которые у большинства людей находятся в не проявленном состоянии…
     Еще один момент, навсегда запечатлевшийся в памяти советского инженера – ночь на берегу Индийского океана.
       - Созвездия там, - вспоминает Т.А., - совсем другие, чем у нас. Казалось, их можно рукой задеть. Глаз не улавливал: где океан соединяется с небом - кромка воды сливалась с линией горизонта. И тогда я почувствовала себя маленькой песчинкой и, вместе с тем, частицей этого мироздания. Большое в малом, малое в большом – все так соединилось и растворилось.
                                         *     *     *
     В каждой случайности есть доля закономерности. Спустя год после той поездки Т.А. попала в одну из самых первых в Ижевске групп хатха-йоги. Существовало это объединение полулегально. В чиновничьих кабинетах и слышать о "заморской гимнастике” не хотели. Но энтузиасты были довольны тем, что им не нужно конспирироваться, хотя, с другой стороны, и рекламироваться не было возможности. 
     Природные способности и неплохая школа бальных танцев, что была за плечами, позволили Т.А. быстро преодолеть курс "рядового слушателя”. И через год она уже в качестве инструктора самостоятельно вела занятия по хатха-йоге. С тех пор много воды утекло. 
     О йоге моя собеседница говорит так:
     - Для меня – это контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго. Здесь все основано на доброжелательности и уважении. И я по этому случаю люблю цитировать Ведический текст: "Где уважают женщину, там обитают боги. Там, где ею пренебрегают, все деяния тщетны”. Йога для женщины – роскошный подарок.
     Центр восточной культуры, где практикует Т.А., соединил для своих посетителей два вида йоги – хатха и интегральную. Они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Первый курс получается практическим (выполнение асан), второй – лекционно-медитативный. Современный Учитель йоги Шри Ауробиндо предложил раскрыть самосознание человека не с нижних – эволюционных – чакр (на что прежде практикующий йогу тратил десятилетия своей жизни), а с верхних. Таким образом, энергия, находящаяся в человеке в спящем состоянии, опускается по центральному каналу, наполняя все семь центров. Тогда делается возможным спонтанное проявление всех присущих людям духовных свойств. Индивид, словно по какому-то волшебству, становиться деятельным, творческим, спокойным, ни о чем не беспокоящимся и в тоже время любящим, прощающим и сострадательным.
     Ну а о здоровье и говорить не приходится. Йога предупреждает заболевания, а также лечит естественными методами медленно, но верно. 
                                                 *     *     *
    Противников йоги можно разделить на несколько групп. В первую входят люди, получившие искаженную информацию, либо вообще ничего толком о йоге не знающие. Они заявляют, что это для россиян чуждое учение. Хочется сразу возразить: йога – это технология. Ее могут использовать все, независимо от расы, национальности, религии и пола, подобно тому, как люди пользуются технологиями, имеющими нероссийское происхождение, к примеру, носят импортную одежду. 
     Как ни странно, но йога корнями уходит именно на нашу территорию. Еще в дохристианскую эпоху между Волгой и Уралом проживали арии, а позже произошло переселение и перенос йогических традиций на север Индии. 
     Ко второй группе хулителей относятся люди слабохарактерные, ленивые, с гедоническими наклонностями, которые негативным отношением к йоге хотят прикрыть свою бесшабашность, праздность и слабую волю. 
     - А как православная церковь относится к йоге? - спрашиваю я свою vis-a-vis.
   - Негативно. И, тем не менее, в том же христианстве существовало такое направление, как исихазм (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность). Это мистическое течение в Византии, возникло в 4-7 вв. Монахи-"безмолвники” проводили время в молитве, отрешившихся от мира. Исихазм включал систему психофизического контроля, имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги… Получается, что у христианства и йоги корни одни и те же. Но кому-то выгодно было предать анафеме последнюю практику, чтобы манипулировать сознанием толпы. Проще выдать явление за ересь, чем разобраться в его природе.
      Противников индийской методики масса: это и доморощенные целители, и экстрасенсы, и спортивные функционеры, и даже врачи, которые видят в йоге конкурента для своей деятельности. Однако учителя и инструкторы, практикующие асаны и медитацию, ни с кем не враждуют, и ни в ком не ищут противоречий и недостатков. Все едино, - говорят они. И если действия и взгляды людей не несут открытой агрессии и насилия, адепты йоги готовы к сотрудничеству. Ведь йога с индийского переводится как "присоединиться”, "объединиться”, предполагая, прежде всего, единение себя с самим собой и потом уже с социумом.
      По этому поводу Т.А. добавляет:
     - Говоря о различных конфессиях и техниках, мне хочется сравнить их с цветком: лепестков у него много, но аромат – один. 
                                         *     *     *
     Занятие по хатха-йоге подходило к концу. Мы лежали на спине, вытянувшись и расслабившись. Свет в зале погас, тихая спокойная музыка, казалось, оседала на ковровое покрытие. И мягкий голос инструктора уводил сознание куда-то далеко, далеко, в пределы тепла и света. Но время медитации закончилось. Над головой вспыхнуло электрическое солнце, и динамики выдали мелодичную коду. Все закончилось музыкой.
Категория: Культура | Добавил: Vladimir (04.01.2011) | Автор: Vladimir Patrin E
Просмотров: 937 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Яндекс цитирования
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz